Лайфхаки        16.11.2022   

Из каких отелей в Урбино открываются красивые виды? Достопримечательности Урбино: фото и описание Urbino италия

Поездка в Урбино (Urbino) оказалась настоящим сюрпризом. Проснувшись утром в тот октябрьский день, совершенно не предполагала, что к вечеру попаду в древний итальянский город, где родился гений Возрождения Рафаэль Санти.

Такие спонтанные поездки всегда хороши своими очень яркими впечатлениями. Когда не знаешь, что именно ты увидишь, то удается почувствовать дух города, даже если находишься там всего пару часов.

Пробежка по Урбино (иначе не назвать) началась у главных ворот города, где останавливаются автобусы. Как и в большинстве старинных городов Италии по таким улочкам городской транспорт не ходит.

За воротами начинается та самая Италия, которую я так люблю (да простит меня великий город Рим и другие итальянские большие города).

Главная площадь Урбино, площадь Республики, совсем небольшая. Площадь расположена в самом центре города, от нее улицы поднимаются вверх на 2 холма, на которых город расположен.

Фонтан, пара воркующих голубей, небольшое кафе возле здания городской администрации, которое таковым является невесть сколько веков — такие площади очень похожи в разных городах, и в то же время очень разные.

Главный кафедральный собор Урбино (Дуомо) посвящен Успению Пресвятой Девы Марии. Собор был построен в 1062 году. В 15 веке собор был глобально перестроен, а в 18 веке после сильного землетрясения приобрел тот неоклассический облик, который мы и видим.

Внутри собора снимать не разрешают, я запрет не нарушала. Интерьер в классическом стиле с белоснежными колоннами оставляет ощущение чистоты и возвышенности. А вот ощущения старины в соборе совершенно нет, увы. Вообще, этот очень красивый собор как-то не совсем вяжется с общим обликом Урбино. Они как бы из разных времен.

Около собора установлены несколько статуй. Одна из них — статуя Иоанна Златоуста.

Церковь 14 века Сан-Франческо (San Francesco) с высокой колокольней, расположенная на главной площади, более гармонично вписывается в архитектуру древнего города. Старинный храм нередко называют пантеоном Урбино, так как здесь в разное время были похоронены многие знатные люди города.

В Урбино немало интересных зданий, но все в первую очередь стремятся увидеть дом, где родился и провел детство и юность Рафаэль.

На первом этаже дома Рафаэля в наши дни расположен сувенирный магазин. На то, чтобы осмотреть дом времени совершенно не было, к сожалению.

Улица Рафаэля очень круто идет вверх, но местных автолюбителей и мотоциклистов это нисколько не смущает.

Поднявшись вверх по улице, попала в небольшой сквер, где установлен памятник Рафаэлю.

Немногочисленные туристы фотографировались с памятником во всех видах и прикидах. К счастью, туристов в тот день было действительно немного, удалось выбрать моменты и сделать фото почти безлюдного сквера.

На аллее в сквере установлены бюсты других художников, живших в Урбино, в том числе и отца Рафаэля — Джованни Санти.

Сквер считается смотровой площадкой, но в тот день густой туман окутывал окружающие окрестности, потому ничего интересного снять не удалось. В городе есть крепость Альборноса, к ней можно пройти наверх от сквера.

Урбино, однозначно, попадает в список городов, в которые я хотела бы вернуться, чтобы досмотреть то, что не успела.

Сплетение улочек Урбино — рай для таких как я, любителей древности. Все эти средневековые дома обитаемы, но жителям удается удачно маскировать признаки современных технологий в виде кондиционеров и спутниковых антенн.

В осенний туманный день в Урбино ощущения попадания в другое время были особенно сильны. Как жилось людям в то время в этом городе? Сложный вопрос… И холодно было в этих домах, и удобств, которыми мы избалованы, не было. Жить спокойно не давали Святая Инквизиция с перечнем запретов и постоянные эпидемии. Мне лично жить в то время совсем бы не хотелось…

В таких городах можно бродить часами, постоянно натыкаясь на какие-то уютные уголки и необычные фрагменты. А по этим улочкам ходил Рафаэль…

Вот только часов тех постоянно не хватает. Если бы отвести хотя бы по часу жизни, чтобы посмотреть все подобные города Италии, то жить надо лет 500, не меньше.

На улицах встретились традиционные для Италии симпатичные малюсенькие кондитерские. Даже если я очень спешу, всегда успеваю там побывать.

Урбино порадовал и достаточным количеством джелатерий с великолепным выбором итальянского мороженого.

Вообще, город Урбино не изуродован большим количеством магазинов и ресторанов. В этом городке они как-то гармонично вплелись в общую архитектуру и не лезут раздражающе в глаза.

В совсем небольшом городе Урбино постоянно проживает около 10000 человек, при этом в здесь находится около 15000 студентов, обучающихся в местном университете, знаменитом в первую очередь своим факультетом ботаники.

В субботний день студентов на улицах было мало. Вообще, мне Урбино очень понравился своей тишиной и немноголюдностью.

Палаццо Дукале — дворец герцога в Урбино более похож на крепость.

Уж как ни пыталась, но вместить Дворец в кадр не удалось никакими ухищрениями. Дворец совершенно огромен. По одной из башен в здание могли заезжать кареты.

Во дворце сегодня располагается Национальная галерея Марке, в которой, к сожалению, осталась всего одна картина Рафаэля. Но экспозиция достойна, чтобы ее увидеть не на бегу. Вернусь в Урбино!

Последний кадр из окна отъезжающего автобуса на окружающую Урбино крепостную стену с башнями. Подумалось, глядя на эти стены, что зря мы жалуемся на отсутствие безопасности в наше время. В Средние века им жилось куда более небезопасно…

Узкие мощёные улочки то взбираются вверх, открывая вид на горы, то круто срываются вниз. Стены церквей и палаццо цвета светлой охры чёткими силуэтами рисуются на фоне ослепительно-синего неба. Кажется, что время здесь остановилось… Это - Урбино, небольшой городок, расположенный в восточной Италии, на невысоких холмах предгорий Апеннин.

Город известен ещё со времён Римской империи. Начиная с XIII века им владеет княжеская династия Монтефельтро. В 1444 году правителем становится герцог Федерико да Монтефельтро , военачальник, коллекционер, меценат, покровитель искусств и наук. При нём город достиг своего наивысшего расцвета, превратившись в крупный политический и культурный центр.

Архитектурный облик Урбино эпохи Ренессанса практически полностью сохранился до наших дней. В 1998 году его исторический центр был внесён в список памятников Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Урбино - родина великого Рафаэля Санти! Дом, где в 1483 году появился на свет будущий художник и где прошли его детство и юность, представляет собой типичный для Урбино трёхэтажный каменный особняк эпохи Ренессанса. Небольшой внутренний дворик с колодцем окружён крытой арочной галереей. В интерьере дома воссоздана обстановка XV века.

Отец Рафаэля, Джованни Санти, был поэтом и придворным художником герцога Федерико. В музее можно увидеть несколько его картин и каменную плиту для растирания красок. Первые уроки живописи Рафаэль получил в мастерской отца. На стене комнаты второго этажа сохранилась фреска, изображающая Мадонну с младенцем - как считают исследователи, это одна из ранних работ великого художника, написанная им в 1498 году.

Местоположение: Via Raffaello — 57.

Федерико да Монтефельтро задумал превратить небольшую княжескую резиденцию в роскошный дворцовый комплекс в современном стиле, пригласив знаменитых архитекторов Мазо ди Бартоломео, Лучано Лаурана, Франческо ди Джорджо Мартини. Их усилиями был создан один из крупнейших ренессансных ансамблей Европы. Дворец удачно сочетает в себе парадную и оборонительную функции. Стоящий высоко на холме, он царит над городом, видимый со всех точек. Главный «башенный» фасад, с открытыми арочными лоджиями, фланкированный двумя круглыми башнями, выходит на горы.

Интерьеры дворца поражают изысканностью и утончённым вкусом. В их оформлении также принимали участие известные художники того времени. Особый интерес представляет небольшой кабинет герцога Федерико - «студиоло». На его стенах с помощью интарсии - инкрустации из кусочков дерева разных пород - создана имитация реального пространства: оконных проёмов, открытых и закрытых дверей шкафов, полок с книгами и музыкальными инструментами.

Местоположение: Piazza Duca Federico — 107.

Национальная галерея региона Марке располагается в залах Дворца герцогов Урбинских. Основу собрания составляют произведения живописи итальянского Ренессанса. Самые значительные из них - две картины Рафаэля Санти, работы Тициана, Пьеро делла Франческа, Паоло Уччелло.

Местоположение: Palazzo Ducale di Urbino Piazza Rinascimento — 13.

Известен с XI века. В XV веке был перестроен по проекту Франческо ди Джорджо Мартини. После сильного землетрясения 1789 года, в результате которого ренессансное здание было частично разрушено, собор был отстроен заново в стиле классицизма. Тогда же появилась и колокольня.

Элегантный центральный фасад с колоннами облицован камнем из ущелья Фурло и украшен скульптурами. Восьмигранный купол и колокольня собора являются архитектурной доминантой города и вместе с Дворцом герцогов Урбинских образуют его неповторимый силуэт.

Местоположение: Piazza Duca Federico.

Находится на первом этаже дворца архиепископа, примыкающего к собору, и включает в себя две древние ризницы. В музее выставлены богатые экземпляры литургической мебели и облачения, предметы церковной утвари, произведения религиозной живописи. Среди экспонатов - аналой XV века из библиотеки герцога Федерико да Монтефельтро и бронзовый подсвечник работы Франческо ди Джорджо Мартини.

Местоположение: Piazza Pascoli — 1.

Святой Сергий считался покровителем войск императора Юстиниана. Церковь построена во времена Римской империи в византийском стиле. Это главный храм первой христианской общины Урбино и самый первый собор города.

Местоположение: .

Построена в середине XIV века в готическом стиле. В XV веке её строгий фасад был украшен великолепным резным порталом из известнякового туфа работы Мазо ди Бартоломео. Над дверью расположен барельеф из глазурованной терракоты знаменитого скульптора Луки делла Роббиа, изображающий Мадонну с младенцем в окружении святых.

Местоположение: Piazza Rinascimento.

Монастырь - один из самых знаменитых и красивых образцов архитектуры Ренессанса. Известен с 1420 года. В 1482 году туда удалилась дочь Федерико да Монтефельтро Елизавета. На её средства было продолжено возведение монастырских зданий под руководством Франческо ди Джорджо Мартини.

Внутреннее пространство часовни расписано фресками, изображающими распятие Христа и сцены из жизни святого Иоанна Крестителя. Живописный шедевр создан итальянскими художниками братьями Лоренцо и Якопо Салимбени и датируется 1415-1416 годами.

Местоположение: Via Federico Barocci — 42.

Существовало четыре круга крепостных стен Урбино. Самая первая была построена между III и II веками до нашей эры. Наиболее полно сохранилась последняя стена, возведённая в XVI веке. Она служит границей старого города.

Идеальный город ещё с уроков истории у меня прочно ассоциировался с «Городом-солнце» Томмазо Компанеллы. Но учитывая, что идеальным у него было общество, где женщины (заметте опять женщины, а не мужчины) были общими, а дети после первых месяцев грудного вскармливания, передавались в общественное ведение, при этом полностью отрываясь от родителей. Когда женщине за накрашенные губы и высокий каблук полагалась смертная казнь, а приводить приговор в исполнение должны были все жители города (растерзание на мелкие части что-ли) то, как у собаки Павлова на еду возникало слюноотделение, то и у меня на словосочетание «идеальный город» возникал безусловный, но противоположный собакиному — рвотный рефлекс.

Каков же было мое удивление, когда я узнала, что идеальный город-таки был построен. К счастью случилось это за 150 лет до написания пресловутого «триллера-утопии» Компанеллы, что исключало узаконивание в нем безобразий, описанных писателем, по совместительству, на минуточку, священником.

Город построил солдат. Нет, он конечно не был рядовым пехотинцем или лучником. Он был и графом, а потом стал и герцогом, но не смотря на свои титулы, он оставался всегда военным человеком — кондотьером. Герцог Урбино — Федериго да Монтефельтро, незаконный сын Гвидантонио — правителя Урбино, но еще не герцога, наследовал владения отца лишь после смерти сводного брата, законного сына — Оддантонио. Большую часть свой жизни в чине законного правителя, он выплачивал долги, которые его сводный брат наделал лишь за год своего правления.

Небольшое отступление — финансовое. Как-то раз то-ли венецианцы, то-ли флорентийцы предлагали Монтефельтро отступного в размере 80 тыс.дукатов за неучастие в сражении, неустойку так сказать. Тогда как годовой доход банка Медичи по тем временам составлял лишь 20 тысяч дукатов в год. Это чтобы размер «зарплат» кондотьеров был вам понятен. И еще понятно на какие шиши они могли возводить замки и города подобные Урбино.

15


Этот человек, с профилем исчезнувшей австралийской птицы додо, успел послужить и миланцам, и флорентийцам, и неаполитанцам, и папе. Институт кондотьеров очень часто принимают за эдакую свору разбойников, за деньги готовых воевать хоть родину-мать. Но по большому счету — это были топ-менеджеры военного дела. Как говорится, «ничего личного, только бизнес». Подлецов среди них было, учитывая сферу деятельности, не меряно, но попадались и порядочные люди.

7


Верблюд - это современная композиция перед палаццо Дукале в Урбино. А портрет Федериго и его сына Гвидобальдо из галереи Марко, в палаццо находящейся. Художник Pedro Berruguete (1476 год).

Федериго был из таких, порядочных. Его войско было ему всегда лояльно. Он заботился о семьях погибших солдат, выдавая дочерям, оставшимся сиротами, приданое. В периоды, когда не воевал, он не сидел за высокими заборами, запросто гуляя по городу без охраны. Собирал рукописные книги, был меценатом, ему даже титул присвоили «Светоч Италии». И еще он строил город — свой идеальный город — город Урбино.

1 из 2

Когда я ехала в Италию в этот раз, уже немного поднаторев в пользовании своим фотоаппаратом, я прям вся измечталась-испросилась, чтобы послали мне погоду с тучками (но без дождя разумеется), при которых виды получаются нууу очень живописные. И таки в Урбино, город, который я хотела посмотреть больше всего из этого моего вояжа, тучки на небе плавали очень красочные.

1 из 2

Пересев в Пезаро из поезда в автобус, мы покатили в сторону Урбино. (Билет стоил 3,70 евро. Лучше брать сразу в оба конца. Там же вам выдадут расписание.). Автобус оказался не абы какой, а двух-этажный, с панорамным окном на втором этаже. В автобуе кроме меня ехало ещё человек 5, а наверху, куда я неприминула забраться, сидел лишь один дядечка. Видимо ему эта дорога была известна, как его 5 пальцев и он просто читал книжку. Я же выпучила глазки, достала из сумки фотоаппарат и приготовилась. Но, как это часто получается, пока ты разеваешь рот на какой-то распрекрасный вид за окном, автобус уже унес тебя за сотню метров от него и снять что-то более-или-не менее приличное не получилось. Зато я видела, как тренируются велосипедные команды перед Джиро де Италия . И команду Астаны в небесно голубых, как дамское стародавнее исподнее, костюмах видела.

9


Снято из окна автобуса.

Ехали мы не долго, не коротко, а минут 40. При подъезде к Урбино дорога петляла змеей и город, стоящий на двух холмах: Метауро и Фолья, то появлялся, то исчезал, как пустынный мираж. Именно этим холмам Урбино и обязан своим названием, переводимым, как «Двойной город» — «Урбе бина».

15


Снято из окна автобуса.

Прибывает автобус к воротам Волбона на Borgo Mercatale.

От них довольно круто вверх идет очень узнаваемая, типично итальянская улица via G.Mazzini, очень похожая на улицу Пиньолио, например, что в Нижнем Бергамо .

9


Выходит улица на площадь Республики, которая, республика в смысле, звучит на всех европейских языках почти одинаково, а вот площади её имени выглядят по разному. Урбинская выглядит таким образом.

5


Площадь Республики с неработающим фонтаном и порталом XVI века церкви св.Франциска.

А теперь расскажу, куда это я так резво зашагала, даже не зайдя по дороге в дом-музей Рафаэля, расположенный на улице его же имени. Про Рафаэля рассказ будет ниже. А я все ползу и ползу наверх по удице Рафаэля и доползаю до площади с памятником все ему же — Рафаэлю.

12


Памятник Рафаэлю 1897 года.

Памятник воздвигли благодарные потомки в самом конце Х!Х века. А эти мелкие, надо полагать, сами потомки и есть. Правда потомки этих потомков зачем-то почти все пипки херувимам поотбивали. На память что-ли?

10


Деталь памятника Рафаэлю.

Вокруг памятника Рафаэлю стоят бюсты знаменитых урбинцев. Там и папе рафаэлескому — Джованни бюст стоит и Браманте — уроженцу Урбино. Именем Браманте в городе тоже улицу назвали. Только она покороче и отходит вправо от улицы Рафаэля, если стоять к памятнику лицом. Запомните эту улицу, она нам в конце прогулки очень пригодится. Браманте очень похож на бабуина, о чем я сразу же подумала, увидав его бюст. И чуть-чуть зазевавшись, тут же, после этой мысли, споткнулась о брамантовский постамент. Вот ведь, говорили очевидцы, что архитектор обладал неуживчивым и склочным характером.

День был субботний. На площади перед памятником развернул кибитки с нехитрым скарбом передвижной рынок. Зеленушка, пижамки, всякая мелочевка. Приезжих никого, местные ходят, покупают. Полицейские снуют между рядами и покупателями. Вот к одному из них я и обратилась с вопросом:

— А как, друг мой любезный, итальянский полицейский, найти мне необыкновенной красоты вид на палаццо Дукале? — и полицейский мне ответил:

— А иди ты, девица синьора-красавица, вот туда!

И ручкой мне направление указал. А я вам сейчас это направление словами опишу. Ничего неприличного в его жесте не было и в моих словах тоже, разумеется, не будет.

Встаньте спиной к памятнику, пройдите несколько шагов вперед, как бы возвращаясь по ул. Рафаэля. Увидите на углу, справа маленькую церковь degli Scalzi, за нее заходит улица via dei Maceri (название улицы на карте у меня написано так мелко, что ручаюсь только за первые 4 буквы, две последние не вижу четко, но вроде такие). Пройдите вниз несколько десятков метров, не забывая поглядывать на открывающиеся за каждым поворотом обалденные виды,

28


и выйдите к крепости Альборноса. И вот там будет вам счастье, как было оно дано мне.

17


Сказать, что от этого вида захватывает дух — это не сказать ничего. Дом, который построил Федериго, как огромный муравейник. Но в этом хаосе кирпичей четко прослеживается гармония и перспектива, основы которой именно здесь, при дворце урбинского герцога разрабатывал Пьеро делла Франческа.

13


Строительство дворца началось в середине 15 века. Своеобразие композиции комплекса в Урбино обусловлено двойственным назначением дворца, который должен был одновременно служить и укрепленной княжеской резиденцией, и, в то же время, роскошным дворцом гуманиста и мецената. Первым архитектором здания стал флорентинец Масо ди Бартоломео, создавший план нового дворца.

Кому интересно, тот про строительство дворца, которое длилось почти 100 лет почитает, статей на эту тему не мало. А тот, кто увидит это чудо воочию, напрочь забудет все цифры, имена и даты и просто будет смотреть. А потом начнет фотографировать, ничего вокруг при этом не замечая.

Вот и я, ничего не замечая, первый раз за всю свою жизнь, замшевым сапогом вляпалась в свежую, нежно желтого цвета, большую, собачью кучку. Вот в аккурат под этим деревцом.

12


Надо сказать, что итальянцы не утруждают себя сбором «собачьих неожиданностей», но дворники там работают хорошо и улицы выглядят вполне пристойно. Здесь же была не улица, а лужок, на котором резвились виновники потенциальных кучек. Эта парочка так упоительно носилась друг за другом, что смотреть на них было не меньшим наслаждением, чем на палаццо.

1 из 2

Часа полтора я провела запечатлевая дворец на все виды памяти, как фотографической, так и своей личной. Но при этом все время думала, а как бы мне за заборчик, которым огорожена стройка, отделяющая крепость Альборноса от палаццо, перелезть. Стройка, кстати, идет не первый год, судя по фотографиям, сделанных другими гражданами и в другие годы. И я таки дырочку нашла. А поскольку день был выходной, то грубого слова мне никто не сказал. Но нового я там для себя ничего не обнаружила. Еще пару раз щелкнула для порядку, вздохнула, что вот так приходится уходить, а не хочется, а надо!

8


Вот в аккурат у этих самых ворот я на эту стройку десятилетия и пролезла. А еще под крылом у этого "орЁла" была дивная паутина с паучком. Но мой фотоаппарат оказался к паучьей красоте нечувствительным.

Ой, забыла совсем! А виды-то на окрестности. Ослепительные виды! Полюбуйтесь.

1 из 3

Пора было начинать осматривать город, ведь видом единым сыт не будешь. Палаццо Дукале подмигивало мне при каждом повороте узких, кривых улочек Урбино.

15


Ораторио сан Джиованни.

Мало того, что улочки были кривые и узкие, так они ещё то поднимаются, то опускаются. А шла я к дому Рафаэля, стараясь в этих краснокирпичных хитросплетениях не потеряться. И, конечно же, заплутала. По дороге попадались ресторанчики, буквально затерянные в малюсеньких переулках. Как их люди находят-то. И народу там мало—мало. И вдруг я наткнулась на церковку. Висит на ней плакат «Ораторио Сан Джиованни». Причем площадка перед ораторией этой пустынна и не известно открыта она или нет. И, о чудо, оттуда вышли люди.

11


Ораторио Сан Джиованни и фреска из этой церкви.

— А почему чудо? — спросите вы,

— А потому что, если бы люди оттуда не вышли, то я бы за ручку двери не подергала и внутрь бы не зашла. И много бы потеряла. Ооочень много. За неприметным фасадом началы двадцатого века, перестроенным по проекту Диомеда Каталуччи, скрывается совершенное сокровище.

Малюсенькая церковь, построенная в 1365-м году и расписанная братьми Лоренцо и Джакопо Салимбени в ХV веке, служила когда-то пристанищем для паломников и больных. Она, как вывернутая на изнанку парчовая руковица. Вся её красота скрыта внутри.

Краски настолько яркие, будто их наносили вчера. Понятно, что реставраторы потрудились на славу, но ощущение того, что создатели фресок на минуту вышли, только что завершив работу, просто витает в воздуже этой шкатулки, у которой расписаны внутренние стенки.

Удовольствие лицезреть это все не бесплатное. Билет — 2.50 евро. Но что там деньги, когда эта неожиданная красота просто оглушет. И стоишь пораженная и ошарашенная увиденным чудом. Если что, не пропустите. Постарайтесь найти эту церковь в паутине урбинских улиц.

К Рафаэлю.

То, что Рафаэль Санти родился в Урбино понятно даже исходя из версии одного из его имен — Рафаэль Урбинский (1483-1520). Папа Рафы служил художником при дворе Федериго и если говорят, что «природа на детях отдыхает», то в данном случае отдыхала она на папе, видимо набираясь сил, чтобы родить такое чудо, как Рафаэль. Потеряв в 8 лет нежно любящую мать, а в 11 отца, в 16 он уезжает учиться живописи у Перуджино, который жил в городе Перуджа!

13


Скульптура юного Рафаэля из дома-музея в Урбино. Автора не помню, а табличку забыла сфотографировать.

Где-то читала, что жила семья Санти в невыносимой тесноте. Я не знаю, каковы у писавшего эти строки понятия о тесноте, но по моим московско-израильским меркам, домик был вполне себе пристойный, просторный и этажа на 3. Приобрел его Джованни в 1460-м году, когда поступил на службу к Федериго. Чтобы вам легче было его найти, хотя он находится, практически, на углу площади Республики и улицы Рафаэля, по левой стороне, дам в помощь ориентир — бывшая больница Оспетаре дела Мизеркордия.

4


Портик бывшей больницы Оспетале дела Мизеркордия и картина Джованни Санти "Святой Себастьян", хранящаяся в доме-музее Рафаэля.

Я мемориальные музеи посещаю редко, зная, что как правило от знаменитости, в ней жившей, мало что осталось. А в данном случае, за 6 столетий, так и совсем ничего. Может только стены. В принципе, я не ошиблась в своих суждениях. В музее (Вход стоит 3 евро. Билет покупала в открыточном киоске справа от входа уже в вестибюле музея) полно всякой всячины: реконструкция черепа Рафаэля, копии его портретов и автопортретов, пару папиных работ, немного керамики фривольно-садистского толка, да, по большому счету и все. Но была у меня там конкретная цель — мадонна, которую, по некоторым источникам написал по сырой штукатурке юный Рафаэль, а по последним данным — это работа его отца.

Спорить с экспертами-специалистами дохлый номер, но по мне — это работа Рафаэля. Да и в самом музее рядом с фреской написано, что это его произведение. Сейчас покажу пару работ папы Джованни из галереи Марке, которая находится в палаццо Дукале. Вот они.

5


Мадонны Джованни Санти из галереи Марке.

А сейчас посмотрите на фреску мадонны из дома Рафаэля.

Сравните её с его ранней, 1502 года « Мадонной Конестабиле.»

Фоном этой «Мадонне», хранящейся в Эрмитаже и чудом не проданной в советские времена, служат виды Урбино. По-моему, фреска и «Мадонна Конестабиле» ближе и композиционно, и по настроению. Но утверждать с пеной у рта не буду. Джованни обожал свою жену, и кто знает, может в порыве этого чувства он и создал самое возвышенное свое произведение, так и лучащееся светом и любовью. Фотографировать в музее нельзя. Но то-ли из-за субботы, то-ли ещё по какой причине, никаких надсмотрщиков в комнатах не было, да и посетителей кроме меня тоже. Поэтому я фотографировала почти не таясь.

То, что жители Урбино используют образ художника в корыстных целях, это как бы и ежу понятно. Они не хуже зальцбуржцев, которые и едят Моцарта, и пьют его, и рестораны, и гостиницы его именем называют. Гостиницу с именем художника я нечаянно обнаружила,

15


а ресторана нет. Но ресторан под названием «Форнарина», на via G.Mazzini, мне попался. Ресторан по раннему времени суток был закрыт и я не поняла, или там девицы, столь легкомысленно одетые, еду подают, или еще какие услуги оказывают? Ну, думать надо, такую вывеску вешать. Тем более, что Форнарину Рафаэль писал и в гораздо более прикрытом виде.

2


Ресторанчик на улице Via G.Mazzini.

А я по улице via Vittorio Veneto, отходящей с другой стороны площади Республики пошла к Урбинскому Дуомо и палаццо Дукале, где расположена галлерея Марке.

5


Виа Витторио Венетто с колонной, на которой святой Георгий опять убивает бедного змея!

Дуомо своим белым, неоклассическим фасадом очень выбивался из общей, песочной гаммы, но сказать, что вызывал отторжение, я не могу. Может быть как раз на контрасте с кирпичными палаццо Дукале и готической церковью святого Доменика он смотрелся совсем не плохо. Другое дело, сколько я таких фасадов повидала.

1 из 2

Урбинский дуомо на площадь Федериго.Неоклассический фасад Дуомо из фурлийского камня украшен пятью статуями на фронтоне, три статуи представляют христианские добродетели (Вера, Надежда и Милосердие), на скатах крыши расположены статуи святого Августина (слева) и святого Иоанна Златоуста (справа). Еще две статуи (покровитель города святой Кресцентин и блаженный Майнардо) размещаются по сторонам парадной лестницы. Под фронтоном надпись со словами благодарности Урбинскому университету, профинансировавшему работы по строительству крыши.

Поэтому заскочив на минуточку в Дуомо, я направилась в галерею Марке, которая квартирует в доме Федериго.

Палаццо Дукале и приютившаяся там галерея Марке.

7


Парадный внутренний дворик палаццо Дукале(«Cortile dOnore», «двор славы»)

Между колоннами метался огромный мужик и что-то нечленораздельно вскрикивал.

— Сумасшедший, — подумала я, прячась за колонной. Среди мешанины его слов я вычленила пару русских слов.

— Русский сумасшедший. Стендалева болезнь, — опять подумала я, плотнее вжимаясь в колонну. А потом по стеночке, по стеночке, пытаясь не встретиться с мужиком глазами, пошла осматривать гигантские изразцы, ранее украшавшие дворец герцога.

3


И тут опять в эту мою тихую и умиротворенную пасторальность ворвался тот же дядька, но уже в сопровождении двух дам, выглядевших в точности, как женщины, описаные поэтом Некрасовым. Вот приблизительно таких статей, как эта Мадонна.

8


Картина из собрания галереи Марке 15 века. Художника не помню.

Как же мужичок жаловался и причитал, что его эти бессовестные бабы бросили и не подождали, а он их битый час бегает ищет. Не смотря на то, что орал он сообразно своему росту и весу, мне его стало даже как-то по-матерински жалко. Такой большой и такой потеряный. А супруга гладила его по темечку и тихонько утешала.

На этой счастливой ноте, когда «ищущий да обрящет», я, заплатив 5 евро, пошла смотреть на экспозицию. Хоть 5 евро и не большие деньги, но собрание не тянуло даже на них. Когда род Федериго прервался, в начале ХVI века, Урбино перешел во владение семейства делла Ровере, которые начали разграбление сокровищ дворца. А уже в 1626-м году, когда папа Урбане VIII окончательно прибрал Урбино к рукам, то ручеек превратился в полноводную реку. А уж наполеоновские войска выгребли все под чистую.

Даже со стен соскоблили все, что смогли. Правда несколько очень интересных экспонатов там все же имеется. Например, картина Рафаэля «La Muta» — Немая, в которой он то-ли подражает леонардовской Джоконде, то-ли спорит с Да Винчи. Но она мне очень нравится. Картина, кстати, совсем недавно там появилась. Только в начале этого века. Его передали из галереи Уффицци. Думаю, чтобы восстановить хоть какую-то справедливость. Из рафаэлевского там есть еще маленькая картинка — св. Катерина.

7


"La Muta" - Немая. Картина Рафаэля Санти из собрания Марке, переданная ей галереей Уффици.

5


"Бичевание Христа".

а во-вторых «Сенигальская Мадонна», которая не смотря на довольно экзотические лица самой Богоматери, младенца-Спасителя и остальных действующих лиц, никакого отношения к государству в Северной Африке-СенЕгалу не имеет. А имеет к городку Сенигалья, который Федериго де Монтефельтро подарил своей дочери в виде приданного, как и картину. Знающие люди говорят, что делла Франческа здесь подражал Византийским иконам.

3


"Сенигальская Мадонна".

Вот пожалуй самые яркие впечатления от галереи Марке. Замерзла я там жутко. Первый раз за больше, чем 2 десятилетия, я вспомнила, что такое, когда не чувствуешь пальцев ног. Вышла на свежий воздух. Солнышко припекало.

Город Урбино - один из интереснейших городов центральной Италии, расположенный в районе Марке и в 30 км от Адриатического моря. В XV веке Италия была разъединенной на несколько государств, и правитель каждого из них старался выделиться и превзойти другого. Так, благодаря стараниям герцога Федерико да Монтефельтро Урбино превратился в тот город, который видят сейчас туристы.

Город Урбино: история и современность

Семейству Монтефельтро территория принадлежала еще с XIII века, но только герцог Федерико, правящий с 1444 по 1482 гг. заложил основы современного города. Тяга герцога к искусству и его желание построить идеальный город вылилось в грандиозное строительство. Архитекторы и художники были приглашены со всей Европы. А обустройство герцогского дворца Дукале стало эталоном для многих европейских домов. Дело герцога продолжил его сын. Он построил университет, в котором до сих пор обучаются студенты.

В 20-х гг. XVII в. эти владения перешли в руки Папы Урбана VIII, а в 60-х XIX века вошли в состав объединенной Италии.

Урбино располагается на вершине холма и является самым популярным у туристов городом в районе Марке, олицетворяющим эпоху Возрождения. Его архитектурные памятники занесены в список ЮНЕСКО. Город наполнен духом Средневековья. Этому ощущению способствуют узкие мощеные улочки и коричневая гамма цветов. Все постройки выполнены из кирпича и сохранили свой первозданный вид. Атмосферу прошлого нарушает только современная парковка автомобилей у подножия холма.

С Урбино связано много имен талантливых писателей и художников:

  • Паоло Уччелло;
  • Пьеро делла Францеска;
  • Мелоццо да Форли;
  • Джованни Санти;
  • Бальдассаре Кастильоне;
  • Рафаэль Санти.

Сегодняшний Урбино - провинциальный городок, вся жизнь которого вертится вокруг университета, построенного ещё в 1506 г. Причем количество студентов в университете превышает численность самих жителей города.

Урбино–Италия–достопримечательности

Большинство экскурсий по городу начинаются с площади Борго Меркатале, расположенной рядом с автовокзалом. На площади разместился информационный центр, где можно бесплатно получить карту города для самостоятельного знакомства с достопримечательностями. Далее следует площадь Республики, пройдя которую, туристы сворачивают на улицу Рафаэля. Здесь расположен дом-музей знаменитого художника и его памятник, установленный на панорамной площадке. Отсюда открывается захватывающий вид на окрестные горы. Замечательные пейзажи открываются и со смотровой площадки на земляном валу - Parco della Resistenza.

Палаццо Дукале

Дворец герцога Федерико является образцом архитектуры Возрождения и хранилищем многочисленных произведений искусства. Он задумывался им и как крепость и как здание, украшающее поселение и радующее глаз местных жителей. Поэтому палаццо было возведено на высокой скале, чем и было защищено от внешней угрозы.

Многие экспонаты, выставленные во дворце, собирал сам Федерико. Одной из достопримечательностей Национальной галереи Марке, расположенной тут же, является картина « Бичевание Христа». Произведение принадлежит кисти Пьеро делла Францеска, жившего при дворце. Жемчужиной коллекции считаются работы Тициана: «Тайная вечеря» и «Воскресение».

Палаццо Дукале состоит из 500 комнат, наиболее интересной из них считается кабинет (студиоло) самого герцога, относящийся к шедеврам деревянной мозаики. В студиоло размером 12 кв. м полки, скамьи стены инкрустированы деревом по дереву в так называемой технике интарсии. По всему кабинету развешены портреты исторических деятелей и выдающихся современников герцога. Фотографировать и снимать видео во дворце запрещается.

Дукале - это не только наземные постройки, он как айсберг всю мощь хранит под землей, где расположились многочисленные лабиринты кабинетов, коридоров, помещений для слуг. Здесь же находятся две часовни: одна христианская, вторая языческая. Подземелье замка было открыто для туристов только с 1985 года. До этого момента во дворце находились городские архивы, различные конторы.

Дом Рафаэля

В известность Урбино, как культурного центра, бесспорно, внес тот факт, что в этом городе родился гениальный художник Рафаэль. В честь него названа улица via Raffaello. Здесь расположен внешне ничем не приметный трехэтажный дом под номером 57, в котором художник прожил до 17 лет. Сейчас в этом доме музей Рафаэля, о чем свидетельствует памятная доска и красочная вывеска, не дающая туристам пройти мимо.

Первый этаж оформлен в стиле конца XV века, но мебели и других предметов интерьера самой семьи Санти не сохранилось. В доме собраны работы Джованни Санти и репродукции работ Рафаэля.

На верхних этажах выставлены коллекции монет, книг, керамических изделий. Вход в дом Рафаэля платный. Стоимость взрослого билета составляет 3, детского − 1 евро.

Собор Успения Пресвятой Девы Марии

Кафедральный собор, который привыкли видеть современники, претерпел немало изменений. По приказу Федерико он заменил церковь постройки начала XI века. Его возведение растянулось более чем на два столетия и сейчас можно рассмотреть эти вехи строительства. Фасад собора украшают семь статуй, одна из которых посвящена покровителю города святому Кресчентино. Современный облик собор приобрел в 1801 г., когда был перестроен в стиле неоклассицизма после землетрясения.

Внутренне убранство собора выполнено в традиционном для католических церквей стиле.

Оратория Святого Иоанна Крестителя

Маленькая церковь, построенная в XIV веке, когда-то служила приютом для больных и паломников. Сложно догадаться, что эта очень простая с виду церковь таит в себе великолепное внутренне убранство. Роспись на стенах оратории принадлежит братьям Салимбени. Она изображает Мадонну, Иоанна Крестителя, Распятие Христа. Эти фрески очень больших размеров, с обилием персонажей, красок, сценок из жизни. Чтобы рассмотреть и проанализировать сюжет понадобится немало времени. Специально для этого в центре церкви стоят скамейки и продаются буклеты с детальным описанием и значением каждой символичной фигуры.

Крепость Рокка ди Альборнос

Укрепленное здание возвышается над городом еще с XIV века и носит имя кардинала Альборноса, реконструировавшего его. Местные жители называют крепость Ла Фортецца. Строение не раз за многовековую историю меняло внешний облик. Сейчас это квадратной формы башня, окруженная земляными валами. Внутри расположен музей военного оружия XV века. Туристы посещают крепость не только из-за старинных оборонительных конструкций, но и из-за панорамы, открывающейся со смотровой площадки.

Как добраться

В Урбино нет железнодорожного вокзала. Туда можно добраться на автобусе от ближайших станций в Пезаро и Фано, расположенных на побережье. Кроме воскресенья оттуда идут автобусы по четырем маршрутам, соединяющие Рим и Урбино. Время в пути займет около часа, стоимость проездного билета составляет от 5 до 8 евро.

Путешествуя на собственном автомобиле или взятом на прокат, следует знать, что въехать в Урбино не получится. Машину нужно будет оставлять на парковке. Оттуда до центра курсируют такси и автобусы.

Урбино - столица одной из главных провинций региона Марке в восточной Италии. Старый город Урбино признан объектом всемирного наследия ЮНЕСКО.

Его культурный и художественный расцвет начался в эпоху правления графа Гвидантонио Монтефельтро: тогда здесь работали братья Лоренцо и Якопо Салимбени. В 1422 г. на свет появляется сын графа, Федерико, которому суждено развить отцовские начинания. При нём Урбино становится одним из главных городов Ренессанса.

Вид на город и палаццо Дукале / Shutterstock.com

Памятников здесь немало, но главной достопримечательностью всё-таки является сам по себе город: весь его организм так гармонично вписан в окружающий ландшафт, что просто гуляя по улочкам и площадям Урбино, вы словно осматриваете грандиозный и сложносочинённый монумент. По сторонам то и дело открываются виды на горы и холмы, и замечательные уголки, откуда можно любоваться домами, церквями и другими зданиями, умело размещёнными в урбанистическом контексте. Помимо прочего, в Урбино находится один из старейших в Италии университетов, так что это не просто туристическое место, но и вполне оживлённый город, где много молодёжи.

История

Небольшое древнеримское поселение Урвинум Метауренсе упоминается в описаниях войны остготов с византийцами; военачальник последних Велисарий берёт его под свой контроль в 538 г. Затем следуют периоды лонгобардского и франкского владычества. В 756 г. король франков Пипин передаёт своему союзнику папе Стефану II ряд земель в центральной Италии, включая город Урбино, который таким образом становится частью вновь образованной Церковной области. Позднее в городе образуется свободная коммуна, однако около XII в. она утрачивает власть, переходящую к роду да Монтефельтро.

Окрестности Урбино / Shutterstock.com

Знаменитый полководец Федерико да Монтефельтро правит Урбино с 1444 по 1482 гг. Это период наивысшего процветания города. Федерико, человек с хорошим образованием и умелый политик, проводит в Урбинском герцогстве ряд реформ, а в самом городе устраивает масштабное строительство, основываясь на самых авангардных идеях Ренессанса. В Урбино формируется даже свой собственный извод философии и искусства Возрождения. Городская ткань радикально меняется, структура пространства становится рациональнее и комфортнее для местных жителей, сохраняя при этом изначальное гармоничное сочетание с окружающим ландшафтом. На месте двух старинных зданий возводится новый герцогский дворец (Палаццо-Дукале), проект которого вдохновлён флорентийским Ренессансом.

Палаццо Дукале, фасад с башня / Shutterstock.com

Двор Федерико славился по всей Европе: здесь работали итальянские художники Пьеро делла Франческа и Паоло Уччелло, испанец Педро Берругете и фламандец Юстус ван Гент, архитекторы Леон Баттиста Альберти и Франческо ди Джорджо Мартини, писатель Бальдассаре Кастильоне. Здесь пишутся знаменитые трактаты о математике и архитектуре, о перспективе и о кодексе поведения придворного, здесь обсуждаются вопросы гуманизма и концепции идеального города. Богатейшая библиотека коллекция произведений искусства, собранные герцогом, делают его дворец ещё более роскошным.

Палаццо Дукале / Shutterstock.com

Ещё одно чрезвычайно важное для истории Урбино событие происходит вскоре после смерти Федерико: 28 марта 1483 г. в семье художника Джованни Санти появляется на свет первый и единственный сын, Рафаэль - один из величайших художников всех времён. Русский искусствовед Павел Муратов писал в своих «Образах Италии», что «Воля великого Федерико создала из глухого горного городка легендарный приют муз, но мы могли бы позабыть обо всех иных его заслугах перед историей, памятуя только одно: что созданный им Урбино произвел на свет Рафаэля». Урбино для Рафаэля - не просто родной город: изысканная атмосфера герцогского двора и нежные пейзажи, среди которых художник жил до шестнадцати лет, оказали, возможно, решающее воздействие на развитие его таланта.

Центр Урбино / Shutterstock.com

В последующие столетия Урбино возвращается в орбиту Папского государства. Большая часть герцогского собрания произведений искусства оказывается в Риме и Флоренции. Последний короткий период процветания Урбино приходится на начало XVI в., а точнее на понтификат Климента XI, который тоже был родом отсюда. В это время здесь проходит реставрация многочисленных дворцов и церквей. Ещё сто лет спустя Джузеппе Валадье и другие архитекторы перестраивают старый город, проложив несколько новых улиц и обустроив центральную площадь Республики, что облегчило местным жителям передвижение по городу, не искажая его облик.

С 1797 по 1800 гг. Урбино оккупируют французы, которые конфискуют ещё несколько шедевров и перевозят их в Милан, в галерею Брера, и в Лувр. В 1860 г. Урбино входит в состав Итальянского королевства.

Вид на город и дуомо / Shutterstock.com

В ходе Второй мировой войны город не подвергался обстрелам, как многие другие итальянские города. Его уникальное архитектурно-ландшафтное наследие осталось невредимо.

Последний важный этап в урбанистической истории города связан с работой генуэзского архитектора Джанкарло де Карло, который применил современные технологии, чтобы вернуть первоначальный вид нескольким зданиям исторического центра, включая Герцогский дворец, и разработал несколько интересных проектов в русле современной архитектуры для местного университета.

Что посмотреть

Палаццо-Дукале

Палаццо Дукале. Фасад с башнями © Wikimedia Commons

Этот дворец - символ Урбино и роскошную резиденцию его просвещённого правителя - строился в несколько этапов, начиная с 1454 г. Сначала работами руководители флорентийские архитекторы, затем далматинец Лучано Лаурана, Франческо ди Джорджо, и наконец, Филиппо Терци. Строительство продолжается почти сто лет, а намерения заказчиков неоднократно меняются; поэтому результат получается ассиметричным, однако он не лишён гармонии и хорошо сочетается с ландшафтом. Дворец герцогов Урбино по праву считается одним из главных шедевров итальянской архитектуры.

Двор палаццо Дукале / Shutterstock.com

Помимо внешнего облика, в здании примечательны роскошные интерьеры. Можно сочетать их осмотр с посещением Национальной картинной галереи региона Марке, в экспозиции которой представлены такие важные полотна эпохи Возрождения, как «Бичевание Христа» и «Мадонна ди Сенигаллия» Пьеро делла Франческа или «Немая» и «Святая Екатерина Александрийская» Рафаэля. Среди многочисленных залов дворца стоит посетить кабинет герцога, чьи стены покрыты резными деревянными панелями, выполненными по рисункам различных известных художников от Боттичелли до Браманте: они имитируют полки, ниши, мебель, набитые книгами, и другие предметы. Это оптическая иллюзия, созданная с необыкновенным мастерством. Кроме того, здесь когда-то висели портреты выдающихся людей (философов, учёных, докторов церкви) кисти ван Гента и Берругете; 14 из 28 портретов удалось вернуть во дворец, остальные же оказались в Лувре.

Дом Рафаэля

Дом Рафаэля, портал © Dan / Shutterstock.com

Рафаэль родился в доме, который сейчас зарегистрирован как дом 57 по улице его же имени. Дом построен в XIV в.; именно здесь жил отец художника Джованни, также живописец и поэт. Его собственные картины украшают некоторые из комнат наряду с репродукциями работ знаменитого сына, но главное сокровище дома - Мадонна из дома Санти, которую считают первой работой из рафаэлевского цикла Мадонн. Часть дома обставлена как дом-музей, с аутентичной кухней и двориком с колодцем.

Дуомо

Кафедральный собор в Урбино / Shutterstock.com

Кафедральный собор Урбино находится рядом с герцогским дворцом. Он заложен в XI в., перестраивался в XV в., и, увы, был разрушен землетрясением 1789 г. Новое здание по проекту Валадье было возведено в 1801 г. в неоклассическом стиле. На фронтоне помещены пять статуй добродетелей и святых, интерьер имеет форму латинского креста с тремя нефами и величественным куполом, через большие окна которого поступает много света. В правом нефе можно полюбоваться двумя полотнами Федерико Бароччи, крупного художника-маньериста, на которых изображены святой Себастьян и святая Цецилия. Ещё одна его работа - «Тайная вечеря» - украшает капеллу Сакраменто.

Церковь Сан-Доменико

Церковь Сан-Доменико с возрожденческим порталом © patatofriendly.com

Это церковь XIV в. рядом с Палаццо-Дукале снаружи имеет готико-ренессансный облик, а внутри оформлена в стиле барокко. Фасад храма украшен травертиновым протиром с люнетом из глазированной терракоты работы Луки делла Роббья (это копия, оригинал находится в Палаццо-Дукале). В апсиде находились два цикла старинных фресок, которые сегодня хранятся в Национальной картинной галерее региона Марке.

Ораторий Иоанна Крестителя

Фрески Лоренцо и Якопо Салимбени © Wikimedia Commons

Этот небольшой храм знаменит превосходным циклом фресок Лоренцо и Якопо Салимбени, выполненным в 1415-1516 годах. Фрески за главным алтарём изображают Распятие Христа, а фрески на боковых стенах – сцены из жизни Иоанна Крестителя.

Ораторий Сан-Джузеппе

Потолок Оратория Сан-Джузеппе © Leon Reed / Shutterstock.com

Ораторий был воздвигнут в XVI веке на деньги семьи Альбани, наиболее известным представителем которой был папа Клемент XI. Спустя сто лет его перестроили. Он богато украшен фресками Карло Конкалли, изображающими сцены из жизни святого Иосифа, включая рождение Иисуса Христа и бегство в Египет. Некоторые элементы декора были привезены из Рима: две алтарные колонны из красного порфира были позаимствованы из Пантеона, а мраморную статую святого доставили из базилики Сан-Джованни-ин-Латерано. Весьма ценен вертеп XVI века работы местного скульптора Федерико Брандини.

Церковь Сан-Франческо

Церковь Сан-Франческо. Часть фасада © Fabrizio Pivari / Shutterstock.com

Одна из главных церквей города была построена в XIII веке и значительно перестроена в 1742 году. В ней сохранился фрагмент фресок братьев Салимбени с распятием Христа и алтарная картина «Прощение в Ассизи» Федерико Бароччи. Здесь похоронены видные фигуры Урбино: граф Джудантонио да Монтефельтро, отец Федерико; Джованни Санти с супругой Маджией Чарла и другие деятели искусства и науки.

Кухня

Белый трюфель

В Италии не так много провинций с таким разнообразием вкуснейших блюд в своей кухне. Самый известный местный деликатес – трюфели, которые продаются на специализированных ярмарках в Сант’Анджело-ин-Вадо и Акваланга . Последняя, наряду с пьемонтской Альбой, законодательно считается национальным центром заготовки и торговли трюфелями. Их здесь собирают круглогодично: с октября по декабрь – благородные белые, с января по март – благородные чёрные, с апреля по июни и с июля по сентябрь – чёрный летний («скорцоне») и белый летний («марцуоло») соответственно. Трюфеля любил добавлять в свои блюда Джоаккино Россини: гурман, кулинар и великий композитор.

Белый трюфель © italymagazine.com

Proprio Acqualagna si fregia del primato di capitale del tartufo tutto l’anno. Da ottobre a dicembre c’è il tartufo bianco pregiato, da gennaio a marzo il tartufo nero pregiato, da aprile a giugno e da luglio a settembre è tempo rispettivamente di tartufo nero estivo o “scorzone”, e tartufo bianchetto o “marzuolo”. Proprio i tartufi sono uno degli argomenti usati in cucina da Gioacchino Rossini, grande gourmet oltre che grande compositore.

Кашотта д’Урбино DOP

Кашотта д’Урбино DOP © monte-bianco.ru

Кашотта — это свежий сыр, из овечьего и коровьего молока, весьма ценимый в своё время самим Микеланджело, а сегодня экспортируемый во многие страны мира. Также ценится и ещё один деликатесный сорт сыра – пекорино-ин-фосса («пекорино из пещеры»), производимый в Карточето и Акваланье.

Мясо

Тушеное мясо © destinazionemarche.it

Монтефельтро славится своим мясным животноводством. Бычков породы Marchigiana IGP выращивают согласно многовековым традициям. Из других достижений местного хозяйства отметим ароматную ветчину Прошутто-ди-Карпенья DOP (www.carpegna.com), оливковое масло DOP Cartoceto, ставшее известным далеко за пределами Карточето и окружающих его холмов. Из вин категории DOC нельзя не упомянуть Бьянкелло дель Метауро (по легенде, ставшее причиной кровавой битвы при Метавре между Гасдрубалом и Нероном), Колли Пезарези и Пергола.

Вино

По территории провинции проложено множество маршрутов, посвящённых «нектару богов»: красному Колли Пезарезе, Верначча и Виснер-ди-Пергола, Бьянкелло дель Метауро (напившись которого, согласно легенде, Гасдрубал и его воины проиграли древним римлянам в битве при Метавре в 207 году до н.э.).

Дегустация вина – целое искусство. Лучше, если процесс проходит в спокойной обстановке, например, старинного винодельческого хозяйства. Другие традиционные продукты, которые стоит попробовать в местных ресторанах, — это вишня из Кантьяно, пиво из Апеккио, бобы из Фраттерозы, ветчина из Карпеньи, слоёную лепёшку «креша сфольята ди Урбино», кокрейль «Моретта ди Фано».

Вердиккьо, местный сорт белого винограда © Wikimedia Commons

Как добраться

На самолете

Ближе всего к Урбино расположены аэропорты Анконы, Римини, Форли и Болоньи. :
Aeroporto Internazionale di Ancona — Falconara «Raffaello Sanzio»
Aeroporto Internazionale di Rimini — San Marino «Federico Fellini»
Aeroporto di Forlì «Luigi Ridolfi»
Aeroporto Internazionale di Bologna «Guglielmo Marconi» .

На автобусе

До Урбино можно добраться на автобусах из Пезаро и Фано. Расписание на сайте: Autolinee Bucci .

Ежедневно по рабочим дня в Урбино и Монтефельтро из Рима следуют автобусы-экспрессы (Autolinee Bucci)

На машине

Из Рима сюда ведёт старинная Фламиниевая дорога, проходящая через перевал Скеджа, впоследствии становящаяся шоссе Е45 (на Перуджу).

Направляясь со стороны Флоренции и Ареццо, вам придётся пересечь перевал Бокка Трабария или Бокка Серриола или Бадиа Тебальда или, наконец, Виамаджо.

Из Болоньи сюда ведёт автомагистраль А14. Съезд называется «Пезаро-Урбино». Далее двигаться по шоссе 423 (Урбинате). Убрино находится в 28 км от съезда с автомагистрали, или 30-45 минутах езды.

Из Анконы в Урбино ведёт также автомагистраль А14, но уже в северном направлении. Съезд называется «Фано». Затем по скоростному шоссе Фано-Гроссето по указателям на Урбино. Ехать примерно 30-40 минут.