WiFi        16.11.2022   

Достопримечательности Матеры: список, фото и описание. Рождественская италия - матера Матера италия история

Город – хрупкое, тонкое произведение искусства, где кажется, что все вокруг должно вот-вот рассыпаться. С террасы Бельведере с обрыва высотой 200 м открывается вид на все его великолепие.

Перед глазами весь город: внизу более старая часть, два квартала на утесах – Баризано (Barisano) и Кавеозо (Caveoso), с окошками гротов, от которых ведут сотни лестниц, и крыши домов становятся улицами следующего уровня. Почти все гроты пусты: из 20 тысяч человек, населявших их до 50-х гг прошлого века, остались немногие. Над утесами раскинулась средневековая часть с собором. Еще выше – уже современные кварталы. Сюда около 1000 г бежали византийские монахи – в скалах и на поверхности можно найти спрятанные храмы, около 120, некоторые расписанные фресками внутри.

красивейший город региона Базиликата, около 55 000 жителей, центр одноименной провинции, занесен в список всемирного наследия ЮНЕСКО в 1993. Расположена на склонах Мурдже (Murge) – карстового высокогорья на границе с Апулией, и окружена обрывом Гравина (burrone della Gravina), а ее утесы стали сценарием к последнему фильму Мела Гибсона «Страсти Христа».

Невероятный комплекс гротов, рукотворных и природных пещер, поражает взор путешественника. Некоторые из них были заселены монахами.

История Матера

В эпоху Римской империи развивался верхний город, в то время как строения внизу были руинами. Постепенно, однако, это различие стало стираться и город приобрел современный вид. Когда центром провинции стала Потенца (1806), вступила в долгий период упадка и кризиса, а население оказалось в пугающей бедности.

В книге «Христос остановился в Эболи» Карло Леви описывал Матеру как прекрасный живописный город.

Утесы разделились на Кавеозо на юге и Баризано на западе, насчитывалось около 3000 жилищ, многие из которых заселены и сегодня. 70% из них – государственная собственность, снимаемая, в основном, молодыми людьми в качестве первого собственного жилья. Некоторые дома нуждаются в серьезной реставрации: необходима долгая кропотливая работа.

Прогулка по узеньким закоулкам ведет к многочисленным церквям, среди которых выделяется Собор – прекрасный образец романского апулийского стиля, с круглым окном в виде розы на фасаде. Его построили в 1270 по воле архиепископа Андрэа. Внутри него есть возможность полюбоваться на чудесные византийские фрески, деревянные хоры 16 в. и ясли работы Альтобелло Персио 16 в.

Достопримечательности Матера

Также можно посмотреть церковь Святого Петра Кавеозо (Chiesa di San Pietro Caveoso) 12 в., построенную на одноименном утесе, и на соседнем – церковь Святого Петра Баризано (Chiesa di San Pietro Barisano), восходящую к 11 в. и большей частью спрятанную в скале, церковь Святого Августина (Chiesa di Sant’Agostino) конца 16 в.

Впечатляющим зрелищем станут уже упомянутые церкви, спрятанные в скалах – их около 130, где сохранились оригинальные алтари, фрески и скульптуры. Большинство из них относится к греко-византийской монастырской культуре 8-13 в. Город любезно предлагает познакомиться с ней во время прогулки. Назовем лишь некоторые из них: церкви Святого Николы Офра (Chiesa di San Nicola dell’Ofra), Мадонны (della Madonna delle Croci), Мадонны Монтеверде (della Madonna di Monteverde), Мадонны Ангелов (della Madonna degli Angeli), Мадонны Лилии (della Madonna del Giglio), Святой Барбары (di Santa Barbara), Святого Николы Гречи (di San Nicolo dei Greci), крипта Святого Евстафия (le cripte di San Eustachio).

Над городом печально высится замок. Решение о его строительстве принял граф Трамонтано, известный своим тяжелым характером и страстью к играм. Кончилось тем, что крестьяне, возмущенные высотой налогов, убили его, а замок так и не был достроен.

Среди других выдающихся строений стоит упомянуть Дворец Префектуры 13 в. и Дворец Аннунцьята (Palazzo dell’Annunziata) 17-18 в., трибунал и библиотеку провинции.

Дворец Собраний (Palazzo del Sedile), построенный в 1540 г и реконструированный в 1759, отличается двумя башенками по обеим сторонам от фасада и шестью статуями; сейчас здесь размещена Музыкальная консерватория.

Достоин внимания также Дворец Лафранки (Palazzo Lafranchi), симметрично выходящий фасадом на соседнюю с ним церковь Кармине (Chiesa del Carmine).


В южной части Италии, в провинции под названием Базиликата есть небольшой красивый и древний город, о котором мало кто знает. Матера существует в каньоне реки Гравина еще с доисторических времен (со времен неолита). Из-за уникальной исторической части города под названием «Сасси» Матеру также иногда называют «Подземным городом».


Было доказано, что люди жили здесь еще 9000 лет назад, но официальная история города начинается с римлян, а именно - с третьего века до нашей эры. Оригинальное название римского поселка было Матеола. Историки считают, что название, вероятно, было дано в честь римского консула Луция Цецилия Метелла.

В 664 году нашей эры, после того, как лангобарды завоевали провинцию Матера, у города сменилось много владельцев.


В IX и X веках за Матеру постоянно вели борьбу византийские и германские императоры, пока им не стал управлять Вильгельм Железная Рука. В начале XVII века важность города настолько возросла, что он стал столицей всего региона Базиликата. Эту «должность» Матера занимала до 1806 года, когда столица была перенесена в Потенцу.

Матера также сыграла важную роль во время Второй мировой войны, когда она стала первым итальянским городом, который начал активную борьбу против вермахта.


Вероятно, наиболее интересной частью города является его исторический центр - старая часть города, которая называется «Сасси ди Матера».

В Сасси (что означает «камни») до сих пор сохранились доисторические дома, построенные пещерными людьми (троглодитами), населявшими этот регион тысячи лет назад. Поселок Сасси очень похож на жилища в деревне Меллиха в северной части Мальты.


Поскольку археологические данные показывают, что первые поселения первобытных людей существовали здесь еще в 7000 г. до н.э., «Сасси ди Матера» считается одним из первых поселений в современной Италии.

Эти жилища в Сасси были кропотливо вырублены в известняковых скалах. Подземных домов в некоторых частях этого района было так много, что улицы были построены в буквальном смысле на «крышах» домов.


В связи с рядом изменений в государственной политике и из-за эпидемии малярии, угрожающей его в 1950-х годах, итальянское правительство приняло решение переселить жителей Сасси в недавно построенную часть города.

Однако, многие люди отказались переселяться, поэтому сегодня Матера является единственным местом в мире, где люди могут похвастаться, что до сих пор живут в домах домах своих предков, в которых те жили 9000 лет назад.


Река Гравина разделяет город, построенный на скалах над древними пещерными жилищами, на две части. Эта особенность привела к тому, что вода была очень труднодоступной для его жителей. Именно поэтому люди начали делать огромные резервуары (известные, как «цистерны»).


Один из самых больших резервуаров для воды находится под площадью Витторио Венето. Высота стен в нем - целые 15 метров и внутри его даже проводят экскурсии на лодке. Поскольку население в Матере начало увеличиваться, в итоге многие из старых «цистерн» были переделаны в жилые дома.


Церковь «San Francesco d"Assisi».

Пещерные дома - не единственная достопримечательность в Матере. В этом городе также можно найти несколько очень красивых церквей. К примеру, центральный собор Матеры, который носит название Santa Maria Della Bruna, был построен в 1389 году и увенчан 52-метровой колокольней.

Исторический центр Матеры по сей день сохраняет первозданный шарм. Из-за этого многие режиссеры выбирают этот город как идеальное место для съемок древнего Иерусалима.


Здесь снимали многие фильмы на библейские сюжеты, такие как «Евангелие от Матфея» режиссера Пьера Паоло Пазолини (1964), или «Страсти Христовы» Мела Гибсона (2004). Сегодня Матера является процветающим городом со многими предприятиями, тавернами и гостиницами, а его красота буквально завораживает тысячи посетителей каждый год.

А ещё в Италии находится . Она действительно впечатляет!

Самобытный город Матера (регион ), известен во всем мире как город "Сасси" и культурная столица Европы 2019. Матера - один из древнейших городов в мире, способный поразить путешественника антиподом роскоши и величия - собственной простотой и неповторимостью.

В 1993 организация ЮНЕСКО объявила квартал "Сасси" Матеры . Эта территория содержит доказательства обитания на ней человека от эпохи палеолита до наших дней и подчеркивает способность людей адаптироваться к окружающей среде и ее условиям.

Матера является городом, который предлагает посетителям познать историю, находящуюся в непрерывном открытом и в тесном контакте с обычаями и традициями прошлого. Если попробовать начертать приблизительный портрет города Матера - это будет что-то вроде зажигательной смеси узких переулков и камней, многочисленных церквей и прекрасных природных панорам, хорошей кухни и теплого гостеприимства южного итальянца. В общем, друзья, Матера - это не только скалистые "Сасси", но и древняя история и прекрасная архитектура, которая "помнит" таких знаменитых исторических личностей, как Джованни Пасколи и Карло Леви, а также нашего популярного современника Мела Гибсона, актера и режиссера фильма "Страсти Христовы", который был снят именно в Матере.

Сегодня портал "Италия по-русски" рассказывает о десяти самых важных достопримечательностях Матеры, которые нельзя пропустить.

На заметку путешественника: ближайший к городу Матера аэропорт находится в Бари; расстояние от аэровокзала Палезе (Bari-Palese) до Матеры составляет лишь около 60 км.

Старый город - Борго Антико

Старый город Матеры является уникальным, поскольку он возник из пещер, высеченных в скале, а затем принял форму более сложных структур. Территория Борго Антико разделена на два района - Сассо Кавеозо и Сассо Баризано, которые сохраняют в самом центре скалистый "остов", Чивита, который в течение многих тысячелетий был невидимым и недоступным для врагов.

В Чивита находятся исторические резиденции местной знати и Кафедральный собор Матеры. Вдоль Сассо Кавеозо расположен римский амфитеатр и обитаемые ранее пещеры, которые сохраняют самые древние секреты города. Сассо Баризано же, который берет свое название от древнего знатного рода, сосредоточивает в себе мелкие магазинчики и лавки. Чтобы отправиться в исторический тур, начиная от эпохи палеолита до наших дней, советуем надеть удобную обувь!

Церковь Святого Франциска Ассизского

Церковь Святого Франциска Ассизского имеет гармоничный и элегантный фасад в стиле позднего барокко, разработанный архитекторами Вито Валентино и Томмазо Пеннетта, выходящий на широкую центральную площадь Сан-Франческо. Современная церковь была построена на подземной церкви Святых Петра и Павла, которую, по-прежнему, можно посетить через люк. Здесь сохранилась древняя фреска, изображающую визит Папы Урбана II в Матеру в 1093 году. Первая структура церкви, посвященной святому Франциску, восходит к 1200 году, однако только к 1700 году собор достиг своего великолепия. Интерьер церкви состоит из одного нефа с часовнями и обладает особым шармом, благодаря эффектному полиптиху работы Ладзаро Бастиани, художника венецианской школы шестнадцатого века. Говорят, что в 1218 году церковь давала приют святому Франциску Ассизскому. Обязательно посетите этот храм, друзья!

Сан-Пьетро Баризано

Для того, чтобы сделать Вашу прогулку еще более приятной, мы предлагаем Вам добраться до Сан-Пьетро Баризано, самого большого пещерного храма Матеры, расположенного в Сассо Баризано, который кажется подвешенным над пропастью. Особый интерес для туриста представляет колокольня храма, покоящаяся на скале, и фасад, построенный с использованием блоков из туфа. Интерьер церкви имеет три нефа, разделенных массивными колоннами, и шесть алтарей, высеченных в туфе. К счастью, Вы все еще можете увидеть небольшое церковное помещение со стенами, покрытыми фресками ярких цветов в отличном состоянии. Вы найдете здесь и очень красивую крипту, где все осталось нетронутым с древних времен.

Музей Ридола

Чтобы лучше понять долгую историю города Матера, рекомендуем Вам сделать остановку в музее Ридола, где Вы отправитесь в Гранд тур, начиная от предыстории до 3 века до н.э. Старейший музей в городе находится в помещении монастыря Санта-Клара семнадцатого века, он был основан в 1911 году по воле сенатора Ридола, который преподнес в дар государству свою важную археологическую коллекцию - результат многолетних исследований и раскопок. Многочисленные экспонаты музея свидетельствуют о повседневной жизни доисторических обитателей Матеры, кроме того, здесь собраны множество артефактов, относящихся к периоду господствования на территории древних греков. Если Вы любите историю, обязательно посетите музей Ридола!

Билет стоит 2,50 евро.

Церковь Сан-Джованни Баттиста

Церковь Сан-Джованни Баттиста является одним из наиболее важных примеров средневековой архитектуры в Южной Италии и характеризуется типичными архитектурными мотивами романского стиля с восточным оттенком. Расположенный в двух шагах от площади Витторио Эмануэле, храм высится на левой стороне площади Сан-Рокко. Оригинальный фасад церкви является замурованным, потому что он была включен в сад старой больницы; доступ в храм открыт через боковую дверь, украшенную цветочными узорами и колоннами с капителями. Если внешний фасад "обманывает" посетителя своим романским стилем и драгоценными скульптурами, внутри церкви скрывается готикас характерными стрельчатыми арками. Вы будете в восторге!

Палаццо Ланфранки

Перед входом в район Сассо Кавеозо, неподалеку от площади Пасколи, Вы увидите очаровательный и элегантный барочный фасад Палаццо Ланфранки, где в 2003 году разместился Национальный художественный музей современного искусства Базиликаты. Задуманный Епископом Ланфранки, исторический палаццо вмещал в себя семинарию и среднюю школу, где преподавал Пасколи. Сегодня здесь находится музей, разделенный на четыре зоны: религиозное искусство, картинная галерея, принадлежавшая Камилло Д"Эррико, современное искусство и демоэтноантропология. Самый большой сюрприз для посетителя музея Вы найдете на первом этаже: впечатляющую картину "Lucania "61", которую Карло Леви написал в честь столетнего юбилея со дня объединения Италии.

Церковь Санта-Мария-ди-Идрис

Матера является городом-сюрпризом, где удивление и волнение посетителя никогда не заканчиваются! Расположенная в самом центре квартала Сассо Кавеозо, церковь Санта-Мария-ди-Идрис вклинивается меж скал в верхней части Monterrone и предлагает посетителю насладиться фантастическим видом на Сасси. Внутри очень маленький и простой, состоящий из одного нефа и стен с остатками древних фресок, относящихся к тринадцатому веку, этот храм был посвящен Богоматери Идрис. В древние времена во время засухи женщины поднимались по лестнице, ведущей к церкви, на коленях, прося милости Божьей в виде дождя.

Дома-гроты в Сасси

Задумывались ли вы когда-нибудь, каково было жить нашим предкам внутри каменных пещер? Узнать все подробности можно в Матере, которая сохраняет среди своих улиц типичные жилища, вырубленные в скалах - Сасси. Примеры пещерных жилищ расположены в самом центре Сассо Кавеозо: они просто оформлены и здесь сохраняются типичные объекты быта. В Сасси Матеры жили бедные многодетные семьи, причем происходило это совсем не в доисторические времена, а в наши дни, вплоть до конца 50-х годов прошлого века.

Паломбаро Лунго

Местные жители Матеры испытывали большие сложности с водными ресурсами. Поэтому под городскими улочками были вырыты множество каналов и траншей для сбора воды и проложена целая система разнообразных цистерн. Когда-то Матеру называли "Деревней траншей".

Город рьяно охраняет свою подземную историю и около тысячи старинных цистерн для воды. Среди них самая обширная и длинная - Паломбаро Лунго, доступная для осмотра от площади Витторио Венето. Спускаясь, вы увидите своими глазами недра резервуара шестнадцати метров в диаметре, в котором помещалась вода, необходимая для удовлетворения потребностей всех людей в период засухи. Цистерны сегодня опорожнены и восстановлены, однако их посещение не рекомендуется тем, кто страдает клаустрофобией.

Природный парк Мурджия Матерана

Для любителей пеших прогулок и треккинга Матера является идеальным местом для путешествия: парк Мурджия, один из самых живописных природных парков Италии, предлагает множество интересных маршрутов среди изумрудно-зеленой растительности и синевы небес. Начиная с квартала Чивита и продолжая путь до реки, пересекая веревочный мост, вы очутитесь с другой стороны города, откуда можно наблюдать поразительно захватывающие виды на пещеры и скальные храмы города Матера. Это нетронутое человеком место, где можно легко почувствовать себя частью фантастического "дикого" мира.


Фото Thinstock, skyscanner.it

*** Этот рассказ является фрагментом большого рассказа о поездке в Апулию: "Апулия и Матера – впечатления без погружения ". Понятно, что изъятый из общего контекста отрывок по определению много теряет, поэтому лучше всего читать весь рассказ целиком - при желании найти его очень нетрудно!
.................

Доехать из Бари в Матеру очень просто. Надо всего лишь прийти на вокзал (жёлтенький такой, двухэтажный, облезлый) линии FAL и сесть на ближайший поезд, который отправляется с бинарио уно , то есть с 1-го пути. Правда, пара организационных загвоздок тут всё же имеется, и внимание на них я хочу обязательно обратить. Итак: на фото ниже на табличке «ручной работы», установленной в тупичке 1-го пути, написано: MATERA GRAVINA.

Но если внимательно посмотреть схему маршрутов FAL, то можно увидеть, что после Альтамуры дорога как раз раздваивается: одна ветка уходит на Гравину (которая «-ин-Пулья») и дальше – на Потенцу, а вторая – на Матеру , где и заканчивается. Поэтому изначально очень важно сесть не только в правильный поезд, но и в правильный вагон. Потому что задние вагоны даже до Альтамуры не доходят, где уж «бурнаши» их отцепили, я так и не понял, но суть от этого не меняется. А те, что с божьей помощью всё же добираются до альтамуровской развилки, дальше тоже расходятся: один вагон идёт в Матеру, а другой – в сторону Гравины.

Мой опыт был таким: 1-й вагон состава, отправляющегося из Бари, шёл до Матеры, а из 2-го в Альтамуре нужно было пересесть в тот же первый. Скорее всего, такой алгоритм повторяется из раза в раз, но поскольку я на 100% в этом не уверен, рекомендую ещё в Бари, прежде чем сесть в поезд, спросить у местного служащего (а они обязательно будут на перроне), какой именно вагон идёт до Матеры. Правда, не исключено, что они покажут и на тот, который потом поедет в Гравину (как это было в моём случае), поэтому, во-первых, на всякий случай выучите фразу типа «прямой или с пересадкой?» и переспросите служителя. А в Альтамуре на уж совсем крайний случай уточните у попутчиков по вагону, в Матеру ли пойдёт этот вагон.

Надеюсь, что я не слишком запутал и запугал читателей таким раскладом, но что делать – как говориться, «предупреждён – значит, вооружён».

Зато на обратном пути всё намного проще: просто надо сесть в вагон с табличкой «Bari centrale ». Если найдёте его, конечно. Шутка.

По своему техническому оснащению, как поездов, так и станций, дорога FAL значительно уступает линии FSE. Создаётся ощущение, что последнее переоснащение здесь произошло годах этак в 60-ых. Впрочем, уже потом, на обратном пути, в голову пришла мысль, что в город, подобный Матере, правильно ехать именно в таких поездах – для пущего антуража, для погружения в атмосферу уже в пути. Туалеты в вагонах, кстати, имеются, только состояния соответствующего. Ни воды (которая из крана), ни бумаги там может и не быть, имейте в виду!

В городской зоне Бари поезд шёл очень медленно, но как только выехал в пригороды, совершенно неожиданно рванул так, что даже страшно стало. За него, разумеется:)

В числе прочих пассажиров в вагоне ехали трое мужчин лет за 50, как я понял, на какое-то выездное мероприятие по работе. Одеты они были очень интересно: один в костюме по всем правилам, другой – в костюме, но в кроссовках, а третий – в пиджаке, рубашке и галстуке, но в джинсах и спортивных туфлях. Но дело не в этом. Выяснилось, что по базарности трое итальянских мужчин не уступают десятку испанских женщин (а я думал, что с ними трудно состязаться). Причём двое из них сели рядом, а третий (при обилии свободных мест в вагоне) – через пару рядов – как будто специально для того, чтобы все трое могли по полной программе потренировать голосовые связки. Минут 20 я терпел, а потом перешёл в другой конец вагона, но всё равно спокойно вздохнул только тогда, когда вся чрезмерно энергичная троица (какой сюжет для рекламы утреннего кофе!) вышла где-то на полпути.

Как и до Альберобелло, путь в Матеру занимает немногим менее 1.5 часов при точно такой же цене билета – 4.5 евро. Учтите, что в Матере поезд делает несколько остановок, а выходить надо на главной - Matera-centrale , расположенной, как метро, под землёй.

................

Прости, любимая Испания! Простите, Толедо, Куэнка, Трухильо, Касерес и Сантьяго де Компостела! Простите, Мон-Сен-Мишель и Каркассон, Сиена и Дубровник, Котор, Мдина и прочие музеи под открытым небом! Вы хороши, безусловно хороши, вы – города-звёзды мирового и европейского калибра, но вы и близко не стоите рядом с Матерой!

Господа, я очень волнуюсь. Потому что пришло время рассказать о главном впечатлении этого путешествия, и город, о котором мне предстоит вести речь, совершенно особенный. Сказать, что он поразительный, великолепный или потрясающий (хотя так оно и есть) – только впустую сотрясти воздух. Это супершедевр , который трудно сравнить с чем-то ещё и который ещё труднее описать словами.

Конечно, Матеру нельзя ставить в один ряд с крупными и многоплановыми городами, которые можно (и нужно!) смотреть несколько дней, каждый раз находя что-то новое. Стамбул, Барселона, Париж… Каждый добавит в этот список что-то своё. Но в условной номинации «город единого впечатления» Матере не составит конкуренцию даже Рим. Да-да, я прекрасно отдаю себе отчёт в этих словах. Гуляя по Матере, в моей голове постоянно вертелась фраза: «Это как Рим. Только круче ».

К сожалению, в выражении своих впечатлений о Матере я не смогу рассчитывать на поддержку фотографий. И дело не в качестве фото как таковом. Всем известно, что люди делятся на фотогеничных и не таковых. Первых разбуди посреди ночи после вечерней попойки – а всё равно красавец писаный на фото выйдет. А другие – вроде по жизни и приятной внешности, а сфотографируй их – получается…ну вы сами понимаете:)

Города – они как люди, причём во многих смыслах. И понятие фотогеничности им свойственно тоже. Только тут речь идёт не красивости-некрасивости, а о том, в какой степени фото передают или нет «живые» впечатления. Я помню, какие чувства восхищения испытывал я, стоя внутри Колизея ещё во время самой первой поездки в Италию, и как был разочарован, когда потом увидел свои же фото. Вроде всё и правильно, а того впечатления-то – масштабности, величия, сакральности – нет совсем. Или севильский Алькасар, который на фото растерял свою прелесть. А вот Кордовский наоборот – засверкал новыми гранями. Локоротондо на моих же фото потом мне показался даже интереснее, чем «вживую». А иногда – Трани и Альберобелло тому примеры – фото просто вполне адекватно передают настроение и дух «он-лайна».

Матера, к сожалению, не такая. Её фотографии только покажут (и то частично), что видели мои глаза, но никогда не передадут тех эмоций, которые охватывают там. Впрочем, даже в фильме такого маэстро, как П. Пазолини («Евангелие от Матфея») Матера выглядит не слишком выразительной (М. Гибсон в «Страстях Христовых» и вовсе показал её всего несколько раз на пару мгновений исключительно в качестве фона заднего плана).

Пожалуй, я уже достаточно поплакался на свою трудную долю, но рассказ от этого не продвинулся ни на шаг. Когда не знаешь, что и как писать, не мешает вспомнить пару хороших советов: «С чего начать?» - «С начала» и «О чём писать» - «Как было – так и пиши». Вооружившись этими нехитрыми принципами и поддержкой (на которую я рассчитываю) своих Ангелов, я и начну рассказ о Матере.

Лучшую и вообще единственно правильную карту Сасси - исторического центра Матеры, с которой вы будете чувствовать там себя, как дома, можно скачать на сайте туризма провинции Базиликата:

Http://www.aptbasilicata.it/fileadmin/immagini/opuscoli_informativi/2010/mappa_Matera_fronte.jpg

Такую же карту можно получить в местном туристическом офисе.

Знакомство с Матерой для большинства путешественников, приехавших сюда на поезде, начинается с площади Витторио-Венето (Vittorio Veneto) – большой и красивой, способной украсить не один европейский город:

0 0



0 0

Красивая церковь Mater Domini , принадлежавшая ранее мальтийским рыцарям:


0 0

Дворец правительства, в котором располагается префектура Матеры:


0 0

Кстати, Витторио-Венето (мне стало интересно значение этих слов, которых я раньше не знал) – отнюдь не исторический персонаж, как можно подумать, а название населённого пункта в 60 км севернее Венеции, близ которого в 1918 году имела место наступательная операция войск Антанты, значительная часть которых составляли итальянские дивизии, в результате чего противостоящая им австро-венгерская армия капитулировала.

С площади через крону уличной растительности красиво открываются фрагменты фасада церкви San Francesco da Paola на улице 20-го сентября:


0 0


Ещё утро - и трено туристико только готовится принять первых пассажиров, в которых позже, не извольте сомневаться, недостатка не будет:


0 0


Если пройти по этой улочке мимо паровозика, то буквально через сотню метров мы окажемся на небольшой площади S.Rocco , на которой увидим первую из жемчужин Матеры - церковь Иоанна Крестителя (Chiesa di San Giovanni Battista ):


0 0


Церковь была построена в 13 веке для девяти монахинь, пришедших сюда из Палестины, и называлась Santa Maria La Nova, или Santa Maria ai Foggiali. Имя Иоанна Крестителя она получила после своего возрождения и реконструкции уже в конце 17 века.

Церковь потрясающая – как снаружи, так и изнутри! Причём изнутри даже в большей степени. С ней нельзя сравнить даже интерьер старого собора в Мольфетте – а он был изумительно как хорош! Несмотря на ряд переделок, внутреннее пространство церкви Иоанна Крестителя воссоздает настоящую средневековую атмосферу – мистическую и сакральную. Находясь здесь, понимаешь, сколь ничтожны и даже смешны попытки имитировать близость к Небесам золотом и богатством, чем так грешат, в первую очередь, православные церкви. Нет, Небеса находятся здесь – в простоте, в непоказном аскетизме, в смиренном и молчаливом внимании слову Божьему, раздающемуся в глубине собственного сердца, а не в многословных, шумных и зачастую демонстративных молитвах, переполняющих современные храмы.

0 0

0 0

В значительно лучшем качестве можно насладиться интерьерами церкви Иоанна Крестителя в красивом ролике на страничке http://www.basilicatanet.com/movie/index.asp?nav=materasangiovannibattista .

Фрагменты замечательного бокового фасада церкви:

0 0

Ещё одна «неопознанная», но очень аутентичная церковь, в полной степени соответствующая духу Матеры:

0 0

Но всё это была только присказка: к сказке, т.е. к настоящей старой Матере мы ещё даже не приступали!

............................

Старый город Матеры часто называют "Сасси " (Sassi), что является множественным числом итальянского слова sasso - скала, или просто камень. И это как нельзя более точно передаёт суть: Матера - это город, вырубленный в скалах и город,построенный на скалах. Это город, где здания и окружающий их ландшафт настолько слились друг с другом (в том числе - и по цвету), что уже давно представляют собой единое и гармоничное целое. Создаётся ощущение, что и дома, и церкви, и даже собор, кампанила которого венчает Матеру, как макушка - новогоднюю ёлку, вырастают прямо из скал (а, собственно, так и есть!), как опята из пня. Здесь порой уже трудно найти различие между каменной улочкой или вырубленной в том же камне лесенкой от обычной горной тропинки, а пещеры (как природные, так и рукотворные) частно отличаются от домов только отсутствием дверей и окон. "Есть дома, построенные над пещерами - под разнообразными углами, всех размеров, периодов и стилей. Они поднимаются кверху террасами; дорог нет, есть только узкие проходы и ступени, ведущие наверх или вниз. Плана застройки тоже нет. Дома напоминают скорее термитники, нежели человеческое жилье. " (Г. Мортон )


0 0



0 0

Говоря о Матере, почти всегда рассказывают о страшной нищете и антисанитарии, в которой проживали местные жители в пещерах Сасси вплоть до 50-х годов прошлого века и приводят в качестве примера известный роман Карло Леви «Христос остановился в Эболи », где автор рассказывает от годах ссылки, проведённых в этих краях ("Страшное описание", по словам Г. Мортона). Но мне не хочется педалировать эту тему. В конце концов, что было - то уже давно прошло, и сегодня Матера совсем не производит впечатление бедного и несчастного города. Чему в немалой степени способствуют деньги туристов, стекающихся сюда со всего мира.

Кстати, нельзя сказать, что переселение "пещерных" обитателей (почти 20 000 людей по данным Г. Мортона) в благоустроенные жилища происходило под всеобщее ликование. Мортон обратил внимание, что "...некоторые пещеры залиты бетоном. Оказалось, что городская администрация борется таким образом с жителями, желающими вернуться из новых квартир в свои антисанитарные дома". Что ж, наверное, где-то можно понять людей, которые прожили здесь всю свою жизнь, в которой наверняка были не только мрачные стороны: "Солнце заглянуло в одну все еще обитаемую пещеру и высветлило старую согнутую женщину, стирающую белье в деревянном корыте. Заметив меня, она улыбнулась и пригласила войти. Пещера оказалась просторной. Двери, возможно, пришли сюда от какой-то старой церкви. Они были по меньшей мере пятнадцати футов высотой, толстые, разделенные на панели. В углу стояла кровать, во много раз Шире обычной двуспальной. Над нею были иконы, включая и образ Мадонны-делла-Бруна, рядом - цветная фотография покойного президента Кеннеди. Она рассказала, что один из ее четверых сыновей работает в Питтсбурге, в фирме, занимающейся строительством дорог. Ее муж родился в этой пещере, она пришла сюда юной женой более чем пятьдесят лет назад и родила на этой самой кровати пятерых сыновей и шесть дочек. Похоже, что на этой постели спала вместе вся семья. Счастливое время. Она взглянула на нас, и ее старое морщинистое лицо выразило беспокойство. Женщина подумала, что мы из муниципалитета, и стала просить, чтобы мы разрешили ей остаться жить в этой пещере, а не переезжать в новый город. Пока она разговаривала на местном диалекте с моим попутчиком, я заметил привязанного к кольцу осла. По пещере бегало несколько кур. Возможно, вы сочтете это негигиеничным, но на меня эта сцена произвела благотворное впечатление ."

При прогулке по Матере я искренне рекомендую придерживаться, по крайней мере, в начале пути, большого внешнего маршрута, отмеченного на карте синей линией ("От Сассо Барисано до Сассо Кавеосо"). Практически сразу после церкви Иоанна Крастителя здесь начинают попадаться смотровые площадки - искусственно сооружённые или естественные (т.е. открывающиеся в пространстве между застройками), откуда можно любоваться видами старого города:


0 0


0 0

Однако, как отметил Г. Мортон, "это место кажется еще невероятнее, когда ты по нему ходишь, а не смотришь на него вниз с одной из площадок ". И если соблазн сойти с проторённого пути в одну из аркад, порой напоминающую потайной ход, и спуститься по вырубленным в скалах лесенкам-ступенькам станет слишком сильным - не противьтесь ему!

0 0

0 0

0 0

Лабиринты каменных улочек притягивают и завораживают. Вот где можно позволить себе заблудиться без сожаления, вот где можно блуждать бесконечно, пока ещё несут ноги (не забывайте главный секрет успешного визита в Матеру - обувь, обувь и ещё раз обувь!). Кажый новый спуск или подъём, каждый новый поворот таят в себе очередную тайну, очередное открытие, новый неожиданный вид, который заставляет снова и снова включать фотоаппарат, убранный в сумку из-за, казалось бы, уже достаточного количества фотографий. И волна восхищения, ещё не успевшего улечься после предыдущего ракурса, охватывает душу вновь и вновь. Нет, Матера поистине великолепна !

0 0


0 0

0 0



0 0


0 0


0 0

0 0



0 0

В чём ещё своеобразие Матеры? Она не нуждается в людях - в отличие, например, от закоулков старого Бари. Дух Бари - порождение человека. И если чисто гипотетически представить, что по какой-то причине (дай бог, чтоб этого никогда не произошло!) жители покинут Бари, то он перестанет быть самим собой и превратится в Чернобыль - холодный, лишёный души и жизни, оказаться в котором лично мне было бы тревожно и неприятно (я вообще не любитель "сталкеровских" путешествий).

Матера самодостаточна. Её душа не в людях - она в её скалах, в её камнях, в её sassi. Она сама живая, и она будет живой, даже если в ней не останется ни единого человека. Не люди населяют Матеру - это она населяет себя ими и позволяет им жить здесь. И человек, который не ощутит мистику и тайну "души Матеры", никогда не будет чувствовать себя здесь своим. Но тот, кто соприкоснётся с ними хотя бы поверхностно, вечно будет стремиться возвратиться сюда.

Вид на монастырь Св. Августина (самая верхняя точка синего маршрута):


0 0

Вдоль восточных окраин Матеры протянулось достаточное глубокое и живописное ущелье , называемое Гравиной , по дну которого течёт небольшой ручей:


0 0



0 0



0 0

На небольшой площади, практически висящей над ущельем, расположена церковь Святых Петра и Павла, более известная как церковь chiesa di San Pietro Caveoso :


0 0


Это одна из самых древних церквей Матеры, основанная в 1218 году. Но свой сегодняшний вид она приобрела значительно позднее: в 17 веке был построен новый фасад, а ещё через столетие - колокольня. К сожалению, положение солнца не позволило сделать более качественные фото, поэтому я предлагаю посмотреть это действительно очень живописное место на панорамной страничке http://www.italiavirtualtour.it/dettaglio.php?id=1794 .

Где-то в старой Матере:


0 0



0 0



0 0



0 0


0 0


Одной из достопримечательностей Сасси являются пещерные церкви и монастыри . Своим появлением они обязаны монахам, которые переселялись сюда с востока и приносили с собой архитектурные традиции Анатолии, Антиохии и Сирии. Поэтому в гротах и скальных храмах можно наблюдать смешение самых разных религиозных стилей. Из многих существующих в Матере крупных пещерных церквей (http://www.comune.matera.it/it/turismo/le-chiese-rupestri), как правило, выделяют пять: Santa Lucia, Madonna de Idris and San Giovanni in Monterrone, Convicinio di Sant’Antonio, San Pietro Barisano, Santa Maria de Armenis и Santa Barbara , из которых сегодня реально доступны четыре: 3 по единому билету (http://www.sassiweb.it/matera/cosa-sono-i-sassi/chiese-rupestri), а Convicinio di Sant’Antonio - за отдельную плату.


0 0



0 0

Что касается Convicinio di Sant’Antonio - я бы воздержался от совета во чтобы то ни стало посетить его. Если вы увидите пару-тройку церквей из приведённого выше перечня, рискну предположить, что ничего особо нового для себя вы там уже не найдёте, так что оснований делать специальный крюк (на карте это хорошо видно - самый конец синего маршрута справа внизу) ради него я, честно говоря, не вижу. Окончательное же решение вы можете принять, посмотрев посвящённый монастырю ролик на страничке http://www.italiavirtualtour.it/dettaglio.php?id=1795 .

Вообще посмотреть древние пещерные церкви, на мой взгляд, любопытно, но не более того, если вы не являетесь специалистом в области религиозной живописи. Поэтому делать большой упор на их посещение и строить маршрут именно под них я бы рекомендовать не решился.

Кроме скальных церквей, а Матерее можно в избытке насмотреться и на пещеры, в которых ещё полвека назад жили люди. В некоторых из них устроены небольшие музеи быта Casa Grotta. Но зачем платить деньги за искусственный антураж, когда рядом можно бесплатно посмотреть такие же пещеры, но в намного более аутентичном виде (фактически - в том же, в каком их и оставили).

Матера, самый странный итальянский город December 13th, 2013

Пост о Матере - последний в серии о нашей поездке в итальянский регион в марте 2013 года. На самом деле Матера находится не в Апулии, а в соседнем регионе Базиликата. Попали мы сюда благодаря тому, что в этом необычном городе проводился последний третий день соревнований . И место это действительно ни на что не похоже.

Вроде бы город основали еще римляне, но развиваться он начал в ранее Средневековье, когда жители побережья стали спасаться от набегов сарацин в глубине страны. Кроме того, сюда бежали многие греческие монахи в эпоху иконоборчества.
Местность, где была основана Матера - это глубокое ущелье, даже каньон, на дне которого чуть теплится ручеек, который только весной превращается в речку.

Склоны этого каньона (“гравина” по-итальянски) известняковые. И вот в этом известняке полно пещер. В пещерах стали жить люди, пещеры углубляли, расширяли, потом надстраивали домами. Постепенно получился ни на что не похожий полу-подземный город-лабиринт. Матера развивалась и вне этого склона, был построен Новый город с площадями и широкими улицами. А этот район города, называемый Сасси (что в переводе с итальянского означает камни), постепенно превратился в одни из худших во всей Италии трущобы. К началу 50-х годов власти решили почистить Сасси, и начали планомерно переселять (выгонять) отсюда жителей. Постепенно старый город опустел. Его помыли, почистили, и стали превращать в туристический городок. Однако, почему-то до сих пор массовый турист сюда не попал, хотя я видел пару автобусов китайцев с фотоаппаратами. И это здорово, поскольку улицы этого странного городка пока не переполнены туристами. Примерно половина улиц Матеры это даже не улицы - это лестницы:

Почти все фотографии из этой записи сделала моя жена Саша, которая гуляла по городу пока я принимал участие в соревнованиях. Глядя сейчас на эти фотографии, я понимаю, что я видел этот город совсем по-другому. На видео ниже видно, как город увидел я, только у меня это было все чуть-чуть по-медленнее:)

Это видео снял с помощью камеры размещенной на голове норвежский элитный спортсмен Øystein Kvaal Østerbø. Для меня Матера в памяти осталась как лабиринт узеньких лесенок и проходов. А на Сашиных фотографиях это все же больше похоже на обычный человеческий город. Итак, больше фотографий.

Вот я бегаю по городу:

А вот чемпион Европы и призер чемпионата мира в спринте Jonas Leandersson из Швеции.

А вот просто виды города:

если смотреть со стороны, то кажется, что это просто какое-то непонятное наслоение друг на дружку домов на разных уровнях. Но на самом деле эти склоны, “заросшие” древними домиками, открываются улочками и лесенками.

Не во все дворики города можно попасть, часть из них закрывается на такие элегантные дверцы:

В городе есть барочный кафедральный собор, зажатый на малюсенькой площади.

Вот другой собор:

Тот край города, что обрывается в каньон, выглядит совсем уже нереально - декорации к мрачному “фэнетези”. Особенно, учитывая то, что спряталось солнышко и стало совсем холодно, было в тот день около +6.

Здесь сохранился настоящий “пещерный” город. Правда, теперь уже в нем никто больше не живет.

Некоторые районы Сасси до сих пор заброшены:

Здесь тоже никто не живет.

На прогулки по Новому городу нас не хватило.

Обратите внимание какой пустой город. Это воскресенье, где-то два часа дня.

А вот что было в центре города в 11.

В центре города небольшой рынок. По улицам гуляют итальянские сеньоры. Очень много пожилых мужчин, и почти совсем нет женщин. Мужики гуляют парами и компаниями, и все они одеты обязательно в костюмы, пальто, обязательно при галстуке и головном уборе. Ходят и благоухают духами. Очень странная для нас картина. Лица у всех совершенно рабоче-крестьянские, но при этом одежда, осанка и важность с которой они выгуливают себя, весьма аристократические.

На этом про поездку в Италию в марте 2013 года всё! Ниже оглавление предыдущих серий.